Счетчики

Реклама

  • теннисные кроссовки киев, lotto babolat.

Ольга Морозова (СССР, 1949 год рождения)

Рис.19

В 1965 г. 16-летняя московская школьница Ольга Морозова, впервые участвуя в знаменитом Уимблдонском турнире среди юниоров, заняла первое место среди 32 сверстниц — чемпионок своих стран.

Зарубежные обозреватели отмечали, что, несмотря на технические недостатки, имеющиеся у Ольги, она играет в атакующей манере, предпочитает действовать у сетки и со временем может стать первоклассной теннисисткой. Она стала чемпионкой Москвы, неоднократной и абсолютной чемпионкой Советского Союза и Европы, победительницей многих международных турниров. Однако выиграть у теннисисток первой «десятки» мира Морозовой долго не удавалось, хотя она и бывала близка к победе. Но Оля была уверена, что ее излюбленная система игры — использование сильной подачи с выходом к сетке — рано или поздно принесет свои плоды. Уверена была в этом и ее тренер заслуженный мастер спорта Нина Сергеевна Теплякова, которая в прошлом, благодаря исключительно точным ударам и тактически умной игре, а также неукротимой воле к победе, девять раз выигрывала чемпионаты Советского Союза и неоднократно побеждала зарубежных теннисисток.

Первая большая победа пришла к Ольге Морозовой в 1973 г., когда на открытом чемпионате Лондона она встретилась с австралийкой Ивонн Гулагонг и победила ее. Гулагонг в то время была одной из сильнейших теннисисток мира.

Как Морозова могла перешагнуть этот барьер? По ее собственному мнению, этому способствовало то, что именно с 1973 г. она стала участвовать во многих зарубежных турнирах, имевших весьма сильный состав участниц. Если раньше Морозова и встречалась с теннисистками экстракласса, то это было так редко, что она не могла привыкнуть к их игре. К тому же она терялась перед именитыми соперницами и не показывала своей лучшей игры. Ее движения были скованными, удары неточными и излишне резкими.

Победа Морозовой над выдающейся австралийской теннисисткой стала как бы прелюдией к ее следующему крупному успеху на международном турнире в Филадельфии весной 1974 г., где разыгрывался финал серии турниров «Вирджиния Слимс». В этом турнире приняли участие 32 сильнейшие теннисистки мира, поэтому вполне естественно, что с первого круга друг с другом встречались сильные соперницы. Особенно трудная «сетка» турнира была у Морозовой, так как по жребию ей с первого же круга и до финала пришлось играть только с теннисистками первой «десятки» мира.

С чемпионкой ФРГ опытной Хельгой Мастхоф Ольге приходилось и раньше скрещивать ракетки на различных турнирах. Четырежды она с ней встречалась, но ни разу не смогла выиграть. Особенностью игры Мастхоф было умение варьировать силу и направление ударов. Особенно опасны были ее точные обводящие удары при выходе соперницы к сетке. Она выполняла их весьма своеобразно: в последний момент перед ударом кистью придавала мячу неожиданное направление. Хельга умело маскировала свои удары, поэтому сопернице трудно было предугадать их направление и степень вращения мяча. Несмотря на эти коварные обводящие удары и невзирая на предыдущие поражения, Ольга и на этот раз решила не изменять себе — после подачи атаковать у сетки при малейшей возможности. Она почти вплотную приближалась к сетке, чтобы сделать удар с лёта атакующим, направив его близко к задней линии или очень косо. Ей это часто удавалось, и у Мастхоф не хватало времени, чтобы подготовиться к своим излюбленным обводящим ударам. После двухчасовой непрерывной атаки Морозовой неоднократная чемпионка ФРГ сложила оружие.

Но испытания Ольги только начинались. Следующей ее соперницей оказалась чемпионка Голландии Бетти Стоув, славящаяся сильной подачей. Голландской теннисистке не хватило всего одного мяча для победы, но Ольга сумела отыграть этот мяч, а затем выиграла и решающий сет.

После этих двух побед Морозова вышла на четвертьфинальный матч с австралийской теннисисткой Хелен Гур-лей, которая накануне «выбила» из розыгрыша одну из фавориток турнира свою соотечественницу Ивонн Гулагонг. В этом матче удары Морозовой были особенно четкими и точными, а подача часто выходила с первого, наиболее психологически ценного мяча. Еще одна победа. В полуфинале ее соперницей была одна из сильнейших теннисисток США, третья ракетка страны, многократная чемпионка Уимблдона в парных играх Розмари Казалс. Ее Ольга вперые обыграла в 1973 г. на чемпионате США. Тогда этот матч был признан лучшим матчем турнира. На этот раз встреча двух очень быстрых, непрерывно атакующих молодых теннисисток была также интересной и проходила во взаимных атаках и в высоком темпе. Этому способствовало «быстрое» покрытие площадки, на которой они играли. Вначале Казалс играла более сосредоточенно и выиграла первый сет, но потом Ольга вспомнила свою прошлогоднюю победу, вновь обрела уверенность, стала играть безошибочно и легко выиграла остальные два сета.

И вот наконец финальный матч с «королевой» тенниса Билли-Джин Кинг. Морозова хорошо помнила выступление Кинг в финале Уимблдонского турнира 1966 г. Тогда 22-летняя чемпионка США встречалась с трехкратной победительницей Уимблдонского турнира бразильской чемпионкой Марией Буэно. Вопреки прогнозам победительницей того матча стала молодая американская теннисистка. Глядя на игру новой чемпионки, Оля думала, что сама она вряд ли сможет когда-нибудь так же сильно, точно и непрерывно атаковать у сетки и добиваться таких ярких побед. Игра американской теннисистки казалась ей нас-столько совершенной, что она не представляла себе, как и чем можно ее победить.

После своей первой победы в Уимбл-донском турнире в 1966 г., памятном для Ольги, Кинг еще четыре раза выигрывала этот почетный трофей, была победительницей многих турниров и чемпионатов. В первой партии Ольга вела в счете 4 : 2, но Кинг опередила ее 5 : 4, затем счет сравнялся. Кинг снова ушла вперед, Ольга вновь догнала соперницу — 6:6. По введенным тогда новым правилам после такого счета разыгрывался только один, решающий гейм — тай-брейк, состоящий из 9 очков (для победы нужно было выиграть 5 очков). Морозова выиграла этот гейм, а с ним и сет — 7:6.

Во втором сете наиболее упорным был первый гейм при подаче Морозовой. Он длился более 15 минут и завершился ее победой. Сопротивление американской спортсменки было сломлено, и второй сет закончился со счетом 6:1. Морозова победила сильнейшую теннисистку мира.

Как тактически построила игру Ольга Морозова в этом матче? Она, как мы уже говорили, не отказалась от излюбленной манеры игры и, как и Кинг, все время стремилась к сетке. Нередко обе соперницы оказывались у. сетки и вели дуэль быстрыми ударами с лёта. Такая игра посильна только игрокам с очень быстрой реакцией и отлично развитым чувством предвидения. Интересно, что в большинстве случаев такие схватки у сетки заканчивались победой нашей теннисистки.

Ольга подметила относительно слабое место в игре Кинг — ее удар с лёта с правой стороны. Он у нее не столь опасен, как с левой стороны, и этим ударом она в большинстве случаев направляла мяч вдоль боковой линии площадки и очень редко косо. Значит, помня об этой особенности, можно заранее ждать удара вдоль линии и приготовиться к удару слева, которым можно сделать обводящий удар, направив мяч либо косо коротко, либо «свечой». Ольга так и действовала. Она играла легко, свободно и была настоящей хозяйкой корта, успешно заканчивая задуманные комбинации.

После этого турнира советскую теннисистку признали не только как сильного одиночного игрока, но и парного. С одной из самых лучших парных игроков Р. Казалс они стали победительницами турнира в женском парном разряде. После финального матча в Филадельфии спортивный обозреватель газеты «Нью-Йорк тайме» отметил, что Ольга Морозова является первой русской теннисисткой, получившей международное признание и по результатам находится в первой «пятерке» лучших теннисисток мира. И действительно, по итогам этого успешного для Морозовой года она была поставлена в «десятку» сильнейших под номером 4 (впереди были только Эверт, Кинг и Гулагонг).

Немалую роль в завоевании такого высокого места имели ее успешные выступления в том же, 1974 г., и в первую очередь на Уимблдонском турнире. Этот турнир, очевидно, является самым памятным для Ольги Морозовой. Для меня он также был одним из самых ярких, так как я стал свидетелем действительно большого успеха теннисистов Советского Союза за рубежом. Жребий опять свел Морозову с американской теннисисткой Кинг, но уже в четвертьфинале. Победа в этот раз досталась Ольге значительно легче — в двух сетах (7:5: 6:2). Она очень разумно сочетала свою игру у сетки со «свечами», которыми пользовалась при выходе к сетке соперницы. Ее неожиданные и точно выполненные «свечи» лишили Кинг уверенности в игре с лёта. Все корреспонденты, освещавшие матч, отмечали сенсационную победу Морозовой над пятикратной чемпионкой Уимблдона Билли-Джин Кинг, а многие считали, что Морозова является одной из самых быстрых теннисисток мира. Успех Ольги был особенно приятен в связи с тем, что после игры Кинг сказала:

«В такой хорошей форме, как сейчас, я не была ни разу в жизни. Но Ольга просто умопомрачительная теннисистка и выиграла совершенно заслуженно».

Следующий матч, полуфинальный, с сильнейшей теннисисткой Великобритании Вирджинией Уэйд был напряженным до предела. В первой партии Ольга заметно нервничала и легко ее проиграла. Во втором сете Уэйд вела 3:1, но Морозова нашла в себе мужество, перехватила инициативу и выиграла этот сет. В третьем сете англичанка опять была впереди со счетом 4 : 2. Седьмой гейм, который Ольга провела, безупречно атакуя у сетки, решил исход матча в ее пользу (1:6, 7:5, 6 : 4). После матча она поблагодарила меня за поздравление и сказала:

«Проигрывая 2 : 4 в решающем сете, я вспомнила, как вы часто говорили, что очень важно выиграть седьмой гейм при любом счете. Находясь в проигрышном положении, я решила во что бы то ни стало выиграть этот ключевой, седьмой гейм не особенно рискуя. Я его выиграла. После этого я усилила удары и задалась целью выигрывать каждый мяч. Мне это удалось».

Одна из английских газет писала:

«Ольга Морозова передвигалась по корту с легкостью балерины Большого театра, но ее удары были ударами боксера-тяжеловеса, особенно смеши и удары с лёта».

Выход советской теннисистки в финал знаменитого Уимблдонского турнира произвел настоящую сенсацию. Поздравлениям и удивлению не было конца. Тем более что в финале Морозовой предстояло встретиться со «звездой» американского тенниса Крис Эверт, которая также впервые вышла в финал этого знаменитого турнира. За месяц до того они встречались в финале открытого чемпионата Франции, где победила Эверт. Но там игра проходила на любимых площадках американской спортсменки («медленных»), а Морозова, как правило, лучше играла на «быстром» покрытии. Поэтому на «быстрых» травяных кортах Уимблдона Морозова надеялась выступить лучше, чем во Франции.

Однако в этом финале у Ольги заметна была некоторая нервозность. Очевидно, сказалась непривычная обстановка финала. Выступать впервые в финале на центральном корте знаменитого Уимблдонского стадиона перед 14-тысячной аудиторией не так-то просто. В первом сете ее вообще трудно было узнать, настолько неуверенными были ее действия, — она его легко проиграла. Во втором сете, проигрывая 2 : 4, она опять выиграла важный седьмой гейм, затем сравняла счет 4 : 4, но большего сделать уже не смогла. Атакующей игре Морозовой с использованием сильных подач и ударов с лёта американская теннисистка противопоставила свои, как обычно, безукоризненно точные обводящие удары с задней линии. Но что было нового в тактике Эверт, так это ее довольно частые выходы к сетке и удачная игра с лёта. А обводящие удары, особенно слева, были очень неуверенными. После игры Эверт заявила, что вынуждена была опережать Морозову в выходах к сетке, чтобы лишить ее главного козыря — игры у сетки.

Несмотря на поражение в финале, Ольга Морозова своим блестящим выступлением в Уимблдонском турнире еще раз показала себя с самой лучшей стороны.

В дальнейшем Морозова успешно выступала как в одиночном, так и в парных и парных смешанных разрядах, завоевав много призовых мест в различных международных турнирах. Ее атакующий стиль игры с частым использованием сильной подачи, ударов с лёта и безошибочного удара над головой делал ее незаменимой партнершей в парных играх. Не случайно ее приглашали играть в паре такие выдающиеся теннисистки, как Корт, Эверт, Гула-гонг, Уэйд и другие. Эверт дает ей такую характеристику как своей партнерше:

«Ольга на корте ведет себя спокойно. Я обычно тоже не проявляю излишних эмоций, и поэтому мы быстро сошлись по характеру. В игре, на мой взгляд, мы очень удачно дополняем друг друга, поэтому наша пара выглядит неплохо. И так мы вместе играем, часто вместе тренируемся и достаточно хорошо знакомы. Правда, в финале Уимблдона нас разделяла... сетка».

На многих соревнованиях за рубежом Ольга успешно выступала в паре со своей соотечественницей Мариной Кро-шиной. Мне запомнился их сенсационный успех в розыгрыше чемпионата США в городе Хинхем (штат Массачусетс) в 1973 г. Состав участниц турнира был очень сильным: К. Эверт, И. Гула-гонг, В. Уэйд, X. Мастхоф, Г. Шанфро (Франция) и другие. В одиночном разряде в борьбе за звание чемпионки США Морозова уступила лишь Эверт. В парном разряде Морозова—Крошина в полуфинале победили сильную интернациональную пару Уэйд—Шанфро, а в финале — сильный австралийский дуэт Гулагонг—Янг. Нашей паре удалось умело дополнять друг друга. Марина смогла по-настоящему раскрыть свой талант, изобретательно играть с задней линии, а Ольга отличалась, сильными подачами и атаками у сетки. Награждая победителей в парном разряде, президент Федерации тенниса США В. Элкок под аплодисменты многочисленных зрителей отметил, что впервые за всю историю тенниса советские теннисистки стали чемпионками США, завоевав признание зрителей своим мастерством и безупречным поведением. Высокую оценку выступлениям наших спортсменок дали американское телевидение, радио и печать. Их безоговорочно зачислили в мировую теннисную элиту.

Постоянным партнером Морозовой в парном смешанном разряде был Александр Метревели. Они особенно успешно выступали в Уимблдонских турнирах, где побеждали такие сильные дуэты, как Казалс — Гонзалес, Джонс — Столле, и другие. Дважды они доходили до финала в этом разряде. Особенно близки к победе они были в 1970 г., когда в финале после длительной и упорной борьбы уступили Казалс — Нэстасе лишь в решающем сете.

Смеш Морозовой. Одним из ударов, обеспечивающих уверенную игру Морозовой у сетки, был ее безошибочный и сильный смеш. Непосредственно после подачи или после подготовительного удара с задней линии она быстро устремлялась к сетке и располагалась очень близко от нее (в 2,5—3 м). Это давало ей возможность почти все мячи встречать ударами с лёта выше уровня сетки. Если же противник пытался перекинуть мяч через ее голову «свечой», то Ольга очень быстро отступала и в прыжке сильным ударом над головой направляла мяч под таким острым углом к сетке, что противник не в состоянии был его отразить.

Вот какую характеристику дала Н. С. Теплякова этому сложному по выполнению техническому приему — смешу, которому она в свое время обучила Ольгу Морозову:

«Этот трудный удар над головой Оля Морозова выполняет легко, свободно, я бы даже сказала, грациозно. Он для нее привычен, так как правильная техника движения разучена еще в детстве. Это очень важно. Именно в детской секции нужно закладывать основу верных движений, или, как говорят, «ставить» удар. Овладев в раннем возрасте школой ударов, теннисист впоследствии может эффективно их применять и совершенствовать».

Закончив свои выступления на корте, Ольга Морозова рассказывала:

«Нина Сергеевна Теплякова научила меня играть в теннис, а теперь учит меня и тренерскому искусству: вместе со своей учительницей я занимаюсь в детской секции ЦСКА. Сейчас мне стало понятно, как много терпения и труда требовалось тренеру, чтобы обучить меня верной технике ударов, особенно ударов сложных, таких, например, как смеш в прыжке.

Мои субъективные ощущения при выполнении смеша такие. Из подготовительной позиции к удару над головой делаю разворот плеч (рис. 19, а). В этот момент как бы целюсь левым плечом в мяч, веду плечо ему навстречу. Такое же ощущение у меня возникает и в прыжке (рис. 19, в) — плечом вперед на мяч. Прыжок начинаю из уравновешенного положения с опорой на правой ноге (рис. 19, б). Мне представляется, что руки и плечевой пояс составляют три стороны параллелограмма. Посмотрите еще раз на этот рисунок. Правое предплечье (ракетка составляет его продолжение) и левая кисть руки подняты параллельно вверх, а плечевой пояс и левая рука — основание параллелограмма. Важная деталь удара над головой — разворот туловища вперед. Здесь ни в коем случае нельзя убирать назад левое плечо. Эта ошибка часто возникает у неопытных теннисистов, была она и у меня. Разворот туловища происходит из-за движения правого плеча вперед, а левое только помогает сохранять равновесие, оставаясь почти на месте. При ударе по мячу появляется ощущение, что я целюсь по мячу ладонью (рис. 19, г). Тогда у меня не бывает промахов».

©2009-2010 Теннис в Ровно. При любом использовании материалов сайта ссылка на tennis.rovno.ua обязательна