Счетчики

Реклама

Джеймс Коннорс (США, 1952 год рождения)

k2r4

Джеймс Коннорс, или, как его называют в теннисном мире, Джимбоу, придерживается острокомбинационного стиля игры по всей площадке и использует мощные атакующие удары, вынуждая своих противников все время защищаться. Обладая завидной скоростью и быстротой реакции, он строит свою игру в основном на слегка подкрученных ударах двумя руками слева и справа — они лучшие в его техническом арсенале. В игре Коннорса все необычно. Он левша. Играет в ураганном темпе. Он стремится ошеломить своих соперников мощнейшими ударами с задней линии и такими же агрессивными ударами с лёта. Любой мяч Коннорс встречает только сильным ударом, даже находясь в трудном положении, далеко за пределами площадки. Его не смущает самая сильная подача соперника. Если мяч направлен под его удар справа, он стремится сразу «убить» такой мяч своим знаменитым ударом двумя руками, независимо от того, на каком покрытии проходит игра: травяном, глино-песчаном или пластиковом. Коннорс не признает изменения темпа игры, не признает мягких ударов во имя спасения очка. Он всегда наносит сильные удары и всегда направляет их близко к линии. Никаких компромиссов — ураганная победа или поражение. С его сильнейшими ударами справа и слева не может быть никакого подстраховывания от ошибок, к которому прибегают игроки, сильно подкручивая мячи и направляя их значительно выше сетки. У него мячи пролетают очень низко над сеткой.

«У вас нет времени, — говорит Артур Эш, — приготовиться к удару, когда вы играете против Джимми Коннорса. У других игроков мяч летит по параболе, у Коннорса — по прямой линии».

Коннорс является ярким представителем универсальных игроков, придерживающихся стиля «игра по всему корту».

Джимми начал играть в теннис под руководством своей матери — хорошей теннисистки, а впоследствии профессионального тренера. Именно она привила ему вкус к мощной, атакующей игре, которую в дальнейшем помогали совершенствовать два знаменитых теннисиста-профессионала, два Панчо: Панчо Сегура (Эквадор), который тоже владел мощным ударом двумя руками, и Панчо Гонзалес (США). Они считали, и не без основания, что их подопечный очень волевой, целеустремленный спортсмен, обладающий характером, как они выражались, «теннисного убийцы» — так ожесточенно он борется за победу с любым соперником.

Коннорс быстр, ловок, вынослив. Его игра в целом стремительная, точная, очень индивидуальная и зрелищно интересная, правда в ней нет легкости, изящества движений. Она носит явно силовой характер. Коннорс не играет, а трудится на корте. Почти при каждом ударе он кряхтит, так много сил он вкладывает в них. В особенно напряженные моменты матча Коннорс чрезмерно нервничает, очень неуравновешен. У него часто проскальзывает неприязнь к соперникам, судьям, зрителям. Его капризы и выходки на корте не носят такого вызывающего характера, как у его друга Илие Нэстасе. Публика очень уважает Коннорса за его редкие бойцовские качества, за сильнейшие удары с задней линии, носящие резко наступательный характер, но не симпатизирует ему за его, мягко выражаясь, не очень джентльменское поведение на корте. И тем не менее охотно ходит «на Коннорса», так как матчи с его участием всегда волнующи и насыщены бескомпромиссной борьбой.

Специалисты отмечают, что его удар слева, выполняемый двумя руками (не забывайте: он левша), является одним из самых сильных и надежных ударов. Глядя, с какой силой Коннорс наносит удар, невольно думаешь, что мяч после такого удара только чудом не вылетает далеко за пределы площадки. Но такое чудо повторяется многократно. Как правило, американский спортсмен наносит удар по восходящему мячу с ходу. Он как бы использует силу удара своего противника и добавляет к ней свою таким стремительным броском на мяч, что ноги его отрываются от земли. В момент удара он находится в воздухе.

Немаловажную роль в его сильном ударе играет ракетка Коннорса. Она тяжелая — более 14 унций, сделана из металла. Вес по ракетке распределен неравномерно. Если середину ее положить на острие ножа, то перевес будет в головке. Такой баланс имеет существенное значение для усиления удара, выполняемого с задней линии. В то же время такой ракеткой менее удобно выполнять удары с лёта, так как, находясь на близком расстоянии от сетки, ею труднее маневрировать, отбивать быстро летящие мячи в различных направлениях. Металлическая ракетка, благодаря своей упругости, имеет свойство придавать мячу дополнительную скорость. Она имеет и еще одно существенное преимущество. Обтекаемая форма обода уменьшает сопротивление воздуха при ударе и позволяет придать ей большую скорость (она как бы рассекает воздух). Это преимущество особенно заметно при выполнении подачи. Однако такие ракетки имеют и существенный недостаток. Малейшая неточность в попадании по мячу не центром ракетки приводит к грубой ошибке.

Металлические ракетки имеют преимущества в руках теннисистов высокого класса. Коннорс как раз относится к тем игрокам, которые очень внимательно смотрят на мяч, вплоть до его соприкосновения со струнной поверхностью ракетки. Это обеспечивает ему точность удара по мячу, поэтому он совершает минимальное количество ошибок.

Удар слева Д. Коннорса (рис. 4). Д. Коннорс очень рано начинает готовиться к удару, поэтому у него всегда достаточно времени хорошо подготовиться к намеченному удару. Держа ракетку двумя руками, он начинает отводить ее назад. Головка его ракетки во время замаха находится на такой высоте, на которой он должен встретить мяч и произвести удар. Одновременно теннисист поворачивает назад плечи, и они занимают положение боком по отношению к сетке. Ноги его при этом сильно согнуты в коленях — почти под углом 90°, туловище наклонено.

Как видно на рис. 4, б, ракетка отведена далеко назад. Туловище также сильно развернуто — Коннорс находится почти спиной к сетке. Вес тела располо1 жен на правой ноге.

Затем ракетка начинает поступательное движение вперед (рис. 4, в). Туловище начинает поворачиваться в обратную сторону. Обе руки, выпрямленные в локтях, крепко держат ракетку. Ноги по-прежнему сильно согнуты в коленях, готовые спружинить в момент удара.

Рис. 4, г, — момент удара. Находясь близко от мяча, Коннорс вкладывает в удар всю силу мышц ног и рук. Ноги по-прежнему согнуты, так как удар наносится по низко отскочившему мячу — на взлете. Обе руки полностью выпрямлены. Они действуют как мощные рычаги, при помощи которых он обрушивается на мяч. Ручка ракетки находится под углом 90° к выпрямленным рукам. Его бросок, как мы уже говорили, настолько стремителен, что ноги отрываются от земли. Взгляд прикован к мячу.

Рис. 4, д, — вес тела перенесен вперед. Ракетка продолжает движение вперед, как бы параллельно самой себе, сопровождая мяч. Это длительное сопровождение мяча позволяет Коннорсу свести до минимума возможность ошибки. Во время удара тело теннисиста получает большое поступательное движение, которое он использует для выхода к сетке.

В техническом арсенале американского теннисиста нет явно выраженных слабых мест. Подача его, хотя и не относится к «убийственной», но, во всяком случае, и первый, и второй мяч его подачи имеют достаточную силу и пласировку, поэтому противник не может их использовать непосредственно для атак. По мере того как росло мастерство, Коннорс научился варьировать силу своего коронного удара слева и посылать мяч в самых различных направлениях и с различной скоростью. «Свеча» его исключительно точна и носит атакующий характер, особенно когда он выполняет ее с правой стороны корта. Коннорс тщательно маскирует ее подготовку: делает такой же замах, как и для обычного удара, но в последний момент еле заметным движением кистей обеих рук придает мячу сильное верхнее вращение и посылает его по пологой траектории.

Одним из его коронных технических приемов является прием подачи. Пожалуй, в современном теннисе нет игрока, который имел бы такой атакующий и вместе с тем безошибочный прием подачи.

Принимая подачу, он, как правило, устремляется вперед к мячу и наносит свой сильнейший удар в прыжке. Даже мощные «пушечные» подачи он принимает таким же образом, ставя подающего в очень трудное положение.

Невольно вспоминается другой теннисист, который до Джимми Коннорса считался лучшим исполнителем этого важного технического элемента игры. Это австралиец Рой Эмерсон. Вот что он говорит о приеме подачи:

«Прием подачи — один из самых лучших моих ударов. Я атакую соперника, нанося удар по мячу с большим замахом. При каждом приеме подачи концентрирую внимание на своевременном повороте туловища вправо или влево. Делаю шаг вперед к приближающемуся мячу под таким углом, чтобы встретить мяч впереди себя».

Коннорс добился очень высоких спортивных результатов. В 1974 г. он установил своеобразный рекорд, выиграв 96 матчей и проиграв только четыре. Он стал победителем открытых чемпионатов Австралии и США в одиночном разряде и наконец осуществил свою мечту — стал победителем Уимблдон-ского турнира. Ему не хватало победы только в одном турнире — в чемпионате Франции, чтобы завоевать «Большой шлем».

Д. Коннорс — К. Розуолл (финал Уимблдона, 1974 г.). На счету Кена Розуолла были победы на всех крупнейших международных турнирах, кроме самого главного и самого почетного — Уимблдонского. Возможно, поэтому тот финальный матч ожидался с особым интересом. Меня как очевидца многих его матчей также волновал вопрос: сможет ли наконец Розуолл осуществить свою мечту после трех неудачных выступлений в финалах этого словно заколдованного для него турнира?

К Кену Розуоллу я питал уважение еще с первого знакомства с ним на кортах Уимблдона в 1956 г. за его безукоризненное спортивное, можно сказать джентльменское, поведение на корте, за его исключительно рациональную манеру игры.

Теперь уже сорокалетний Розуолл понимал, что это его последняя попытка, и поэтому он приложил все силы, чтобы успешно сыграть в столь желанном турнире. У него были все основания для этого. Несмотря на свой возраст, он все еще находился в исключительно хорошей физической форме, был умудрен многолетним соревновательным, опытом и поэтому мог рассчитывать на победу. Подтверждением тому служили его постоянные победы над высококлассными игроками (как, например, победа над Лэйвером в Далласе), а самое главное — удивительные победы, которые он одержал в этом турнире еще до выхода в финал. Правда, в упорной борьбе, но уверенно и последовательно Розуолл победил самых выдающихся приверженцев стиля игры, «подача — удар с лёта»: Р. Таннера, Д. Ньюкомба и С. Смита. При этом Ньюкомб в том турнире за свои многочисленные победы в течение последнего года был «посеян» под номером 1, а Смит — под номером 4. Однако ни их «пушечные» подачи, ни непрерывные атаки, которые всегда особенно действенны на «быстром» травяном покрове уимблдонских кортов, не смутили «человека-машину» Розуолла. Он хладнокровно отбивал все атаки противников своими доведенными до автоматизма ударами с задней линии, особенно слева, а его довольно редкие, но неожиданные и осуществленные в самые критические моменты матча выходы к сетке заканчивались неотразимыми ударами с лёта.

Но, видно, три тяжелых матча подряд не прошли бесследно для австралийского теннисиста. Особенно трудным был полуфинальный матч с С. Смитом, который Розуолл выиграл после пятисетовой борьбы (6:8, 4:6, 9:8, 6 : 1, 6 : 3). И перед финалом с 22-летним Коннорсом Розуолл выглядел усталым. Этот финал был как бы классическим спортивным примером: старый герой, хитрый и коварный, популярный фаворит с большим опытом, которым он компенсирует недостаток физических сил, и молодой талантливый юноша-атлет, полный задора и энергии, на которого не давят ни годы, ни огромное количество зрителей. И все же мне казалось тогда, что в финале Розуолл соберется с силами и будет продолжать вести присущую ему безошибочную игру против своего молодого соперника и матч получится интересным.

Однако Коннорс с самого первого гейма ошеломил своего соперника шквалом мощных и быстрых ударов. Розуолл, славившийся умением предвидеть направление и силу ударов соперника, не успевал почти ни к одному посланному с необыкновенной силой и скоростью мячу. Он не знал, что ему делать с сильной подачей Коннорса-левши, мяч после которой отскакивал стремительно и высоко под его левую руку. Удары с задней линии Коннорса были настолько резкими и сильными, что после них ему даже не приходилось выходить к сетке для завершающего удара с лёта. Он и так выигрывал очко за очком своими мощными ударами с задней линии.

Принимая подачу Розуолла, Коннорс располагался внутри площадки, в мет-ре-полутора метрах перед задней линией. И своим излюбленным ударом слева, держа ракетку двумя руками, с ходу наносил сильнейший удар по мячу, который, как правило, сразу приносил ему выигрыш очка.

Коннорсу понадобилось всего 92 минуты, чтобы буквально разгромить своего опытнейшего противника в трех сетах (6 : 1, 6 : 1, 6 : 4). После финального матча на пресс-конференции обескураженный австралиец шутливо заявил:

«Я четыре раза был в финалах Уимблдонского турнира. В первые два раза я был слишком молод, а в последующие два — слишком стар».

Это нисколько не умаляет заслуги Коннорса. Он победил опытнейшего турнирного бойца в отличном стиле. Любопытно, что после этой победы Коннорс еще пять раз выходил в финал Уимблдонского турнира. Борг очень высокого мнения об игре Коннорса, с которым ему приходилось встречаться много раз.

«Джимми не любит проигрывать, — говорил Б. Борг, — в этом он похож на меня. Он очень старается в игре, и поэтому испытываешь великое удовольствие, если у него выигрываешь, зная, как упорно он борется за каждое очко. Он всегда делает все, что только может, и делает это наилучшим образом».

Коннорс подтвердил это высокое мнение своего соперника, занимая 11 лет подряд высокие места в «десятке» сильнейших теннисистов мира, а точнее, в первой пятерке, побеждая на многих самых представительных турнирах. А в 1982 г., после семилетнего перерыва, он вновь выиграл Уимблдонский турнир, победив в финале чемпиона мира Д. Макинроя после упорного поединка, длившегося более четырех часов (3 : 6, 6 : 3, 6 : 7, 7 : 6, 6 : 4), и в четвертый раз стал чемпионом США, выиграв в финале у И. Лендла.

Своей победой в Уимблдоне и на чемпионате США Джимми Коннорс лишний раз подтвердил, что универсальный стиль игры по всему корту является самым прогрессивным и имеет неоспоримое преимущество перед другими стилями игры.

©2009-2010 Теннис в Ровно. При любом использовании материалов сайта ссылка на tennis.rovno.ua обязательна