Счетчики

Реклама

Артур Эш (США, 1943 год рождения)

Рис.6 Рис.7 Рис.8

В отличие от большинства профессиональных теннисистов Артур Эш имеет высшее образование. Он окончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и во время учебы был чемпионом страны среди студентов (1963—1965 гг.). Долгое время Эш не хотел расставаться с любительским спортом, в то время как все его товарищи покинули любительский теннис и перешли в профессионалы. Из-за этого он не смог воспользоваться призовыми деньгами, когда выиграл первый открытый чемпионат США в 1968 г. Эш затратил много сил для получения визы на открытый чемпионат Южной Африки, после которого он стал активно выступать в печати против процветающей там расовой дискриминации и апартеида.

Эш — член Международной ассоциации теннисистов-профессионалов, а в 1974—1975 гг. был ее президентом. Совмещая свою обществе, и !.ую деятельность с выступлениями на корте, американский теннисист длительное время был в числе лучших игроков мира и добился исключительно высоких результатов: дважды был чемпионом США среди юниоров (1960—1961 гг.), победителем чемпионатов США и Австралии (1968 г.), Уимблдонского турнира (1975 г.) и многих международных турниров в одиночном и парном разрядах. 10 раз он входил в «десятку» сильнейших теннисистов мира (1965—' 1976 гг.). Особенно успешно Эш защищал честь своей национальной команды в играх на Кубок Дэвиса, выступив в 18 командных матчах. В 28 встречах он добивался побед и лишь шесть проиграл. А в 1980 г. был назначен капитаном команды США в Кубке Дэвиса.

Чем объяснить спортивное долголетие и столь высокие спортивные результаты этого выдающегося мастера ракетки? Прежде всего его удивительно экономной, расчетливой игрой, рациональной техникой выполнения ударов и хорошо наигранных тактических комбинаций.

Высокий (рост 183 см, вес 60 кг), изящный, гибкий, Эш легко передвигается по площадке. Создается впечатление, что он совсем не затрачивает сил на удары, а мяч после них летит стремительно и точно. При ударах справа и слева Артур Эш использует топ-спин — придает мячу верхнее вращение. Это позволяет ему удерживать мяч в пределах площадки даже при очень сильных ударах. Когда соперники выходят к сетке, Эш еще сильнее закручивает мяч. Особенно опасен его удар справа. Замах ракеткой он делает небольшой, но своевременный, в основном благодаря быстрому повороту туловища боком к сетке. Сам удар он наносит быстрым, хлестким движением руки. После такого удара мяч летит с поразительной скоростью. Очевидно, поэтому даже такой быстрый игрок, как Том Оккер, не справлялся с его резкими ударами и ни разу не мог его победить ни в одной из многочисленных встреч.

В ударах американского теннисиста не ощущается мощь, присущая другим мастерам высокого класса — Б. Боргу, Д. Коннорсу, Г. Виласу, но они у него точны, неожиданны и быстры.

Благодаря рациональной технике выполнения всех ударов Эш ведет игру в комбинационном стиле по всей площадке, находя уязвимые места в обороне соперника. Он очень часто использует сильную, хорошо пласированную первую подачу, устремляясь вслед за мячом к сетке, и заканчивает розыгрыш очка неотразимым ударом с лёта. Это излюбленный тактический прием Эша при игре на своей подаче. Основная особенность этого приема заключается в том, что теннисист, подавая в первое поле подачи, использует резаную подачу, которая «выбивает» соперника далеко за пределы площадки, а затем очень быстро выходит вперед и встречает мяч ударом с лёта выше уровня сетки. Таким образом перед ним открывается вся площадка, и он направляет мяч в наименее защищенное место. Сильный наклон туловища при окончании подачи дает возможность быстро стартовать. Двигаясь быстрыми крупными шагами вперед, теннисист, как правило, развивает большую скорость, а к моменту удара с лёта несколько замедляет бег, чтобы сделать более прицельный и точный удар по мячу.

Артур Эш, как правило, лучше играет на площадках с «быстрым» покрытием — здесь он может действовать в более быстром темпе и чаще выходить к сетке. На «медленных» грунтовых кортах спортсмену порой не хватает мощи в ударах для ведения наступательной игры. Но в последние годы своих выступлений он много времени уделял отработке сильных ударов на «медленных» площадках, и его результаты на чемпионатах Франции, Италии и в играх на Кубок Дэвиса стали более успешными.

При выполнении удара справа Эш использует восточную хватку ракетки (он как бы здоровается с ней). При ударе слева он слегка поворачивает ракетку вправо и большой палец располагает вдоль ручки ракетки.

Интересна и сама ракетка Эша. Примерно с 1970 г. он играет ракеткой не совсем обычной формы, причем сделана она из фибергласа и алюминия. Когда я познакомился с Артуром Эшем на одном из Уимблдонских турниров, он подарил мне одну из своих ракеток. Я детально изучил эту ракетку и длительное время ею играю. Она эластичнее ракетки, сделанной из дерева. Мяч от нее отскакивает чуть быстрее, так как фибергласовый обод сообщает ему дополнительную скорость благодаря сгибанию и выпрямлению в момент удара — она как бы катапультирует мяч. Трудность игры такой ракеткой, как и металлической, заключается в том, что если мяч попадает не точно в центр, то отскакивает неправильно, что часто приводит к грубой ошибке. Кроме того, такая ракетка, прогибаясь в момент контакта с мячом, принимает первоначальную форму только после того, как мяч покинул струнную поверхность. Чем больше прогнется ракетка, тем труднее игроку определить, под каким углом мяч покинет ее струнную поверхность. Очевидно, совершенная техника выполнения ударов Эша дает ему возможность извлечь выгоду, играя такой «чувствительной» ракеткой.

Высокая скоростная выносливость Эша позволяет ему вести длительную борьбу в высоком темпе, проявляя при этом отличные бойцовские качества. Однако этот выдающийся теннисист, как говорится, игрок настроения. Случалось, он проигрывал теннисистам, которые значительно уступали ему в мастерстве. И в то же время, когда он играет с желанием и подъемом, то с ним очень трудно бороться даже асам тенниса. Подтверждение тому — победы над всеми сильнейшими теннисистами мира.

Артур Эш придает очень большое значение подаче. Сам он хорошо владеет плоской и резаной подачами. Эш говорит:

«Моим идолом был Панчо Гонзалес — лучший из игроков. Я взял его подачу за образец. Игроки с сильными подачами имеют преимущество. Бьёрн Борг, который пять раз подряд выигрывал Уимблдонский турнир, обязан этим в какой-то степени тому, что затратил много усилий на совершенствование подачи. Хотя она у него и не самая сильная в мире, но его мячи при первой и второй подачах имеют постоянную глубину и хорошо пласированы — два фактора, которые не позволяют его противнику, принимающему подачу, сразу сделать атакующий удар».

В подтверждение мнения Эша о важности иметь хорошую подачу можно привести пример одного из сильнейших теннисистов мира Роскоу Таннера (США). Подача сыграла решающую роль в его успехах. Он был чемпионом США, Австралии, Японии, финалистом Уимбл-донского турнира и побеждал в различных турнирах Б. Борга, Д. Макинроя. Д. Коннорса и других в основном благодаря «пушечной» подаче и ударам с лёта.

Плоская подача. Это такая подача, при которой мячу придается большая скорость и он летит прямолинейно, почти не вращаясь. Плоская подача с сильным ускорением называется «пушечной», она в большинстве случаев дает немедленный выигрыш очка. Отскок после такой подачи очень стремительный и низкий. По общему мнению специалистов, Р. Таннер обладал мощной и самой быстрой подачей в мире. Подсчитано, что при его плоской «пушечной» подаче скорость полета мяча достигает 220 км в час. Правда, у австралийского теннисиста С. Дибли удалось зафиксировать скорость полета мяча 240 км в час, но у него значительно меньший процент попадания мяча в квадрат подачи. (Скорость полета мяча при подаче определяется специальным прибором в тот момент, когда мяч только что отделился от струнной поверхности ракетки.)

Благодаря чему достигается такая фантастическая скорость полета мяча? Чтобы получить ответ на этот вопрос, рассмотрим вначале подробнее подачу Таннера. Внешне его движения при подаче очень обманчивы. Он медленно начинает замах, низко подбрасывает мяч, затем следует короткий замах и неожиданно быстрый и резкий удар по мячу. Удар бывает настолько сильным, что противник, пытаясь отразить такой быстро летящий мяч, часто Не успевает даже дотронуться до него ракеткой. Нередко Таннеру такие удары сразу приносят выигрыш очка. За матч американский теннисист набирает довольно много таких очков, особенно если игра проходит на «быстрых» кортах. Нередко спортсмен выигрывает четыре очка подряд, и это дает ему сразу выигрыш целого гейма.

Таннер — левша. Перед началом подачи в исходном положении он держит мяч примерно на уровне пояса, а ракетку немного ниже. Начинает движение одновременно двумя руками: левая рука с ракеткой, согнутая в локте, отводится назад далеко от туловища, а правая начинает подброс мяча (рис. 6, а). Мяч он подбрасывает перед собой невысоко, но точно на такую высоту, на которой будет нанесен удар по мячу при полностью вытянутой вверх руке и выпрямленной опорной ноге. Быстрым петлеобразным движением ракетки он успевает нанести удар в высшей точке подброса мяча. Он бьет как бы по остановившемуся в воздухе мячу. Струнная поверхность ракетки в момент удара находится почти в вертикальном положении. Левое плечо во время замаха опущено и отведено назад, а к моменту удара поворачивается вперед и выносится вверх. Туловище его сильно прогнуто в пояснице и становится как бы своеобразной пружиной (рис. 6, б). В момент удара по мячу вес- тела игрока переносится вперед и как бы вкладывается в удар (рис. 6, в). Ракетка после удара продолжает движение вперед-вниз, сопровождая мяч, и заканчивает движение внизу у правой ноги (рис. 6, г).

Для подачи Таннера характерен небольшой прыжок вверх-вперед, который он делает в момент удара, а после удара приземляется на правую ногу. Все движения его в момент удара настолько стремительны, что его буквально выносит на несколько шагов вперед после удара, что помогает ему быстро подбежать к сетке. Именно в точной координации движений руки, туловища и ног и заключается секрет придания мячу такой большой силы и скорости. Таннер считает, что длительная проводка ракеткой мяча (сопровождение) после удара обеспечивает точность попадания в намеченное место поля подачи, а непрерывное наблюдение за мячом вплоть до его соприкосновения со струнной поверхностью обеспечивает, как правило, точное попадание по мячу центром ракетки.

Таннер не всегда применяет свою знаменитую «пушечную» подачу. Играя на «медленных» кортах, он слегка подрезает мяч и тем самым обеспечивает большую стабильность и надежность попадания первым мячом.

Резаная подача. Как мы уже говорили, Артур Эш обладает сильной и точной плоской подачей, но в то же время является одним из лучших исполнителей резаной подачи. Он ее часто применяет, особенно подавая в первое поле. Эта подача принесла Эшу немало очков во время финального матча с Коннор-сом в Уимблдонском турнире в 1975 г. Меня поразило тогда, что опытный Кон-норс, славившийся хорошим приемом подачи, до конца матча так и не мог приспособиться к этой подаче, хотя он прекрасно знал, что свою коронную подачу Эш применяет примерно в девяти случаях из десяти. Почти каждый раз, подавая в первое поле, Эш «выбивал» соперника к боковому ограждению корта, после чего ему не составляло особого труда ударом с лёта направить мяч в целиком открытую площадку противника.

Выполняя резаную подачу, Эш придает мячу сильное боковое вращение, после чего мяч летит по кривой, дугообразной линии. Скорость полета мяча при такой подаче несколько меньшая, чем при плоской, но зато процент попадания значительно больше благодаря более высокой траектории полета мяча над сеткой. Мяч после приземления отскакивает далеко в сторону и очень низко, особенно на травяном покрытии, тем самым создается дополнительная трудность принимающему. Особенно часто Артур Эш использует резаную подачу против игроков со слабым ударом справа и против теннисистов, играющих левой рукой (у большинства из которых удар с их левой стороны слабее, чем с правой).

В исходном положении Артур Эш стоит боком к сетке. Перед началом подачи он делает глубокий вдох и расслабляет плечи. Замах выполняет широким петлеобразным движением (рис. 7, а, б). Спортсмен выносит ракетку навстречу мячу таким образом, что боковая часть обода выступает немного вперед (рис. 7, в). Струнная поверхность ракетки, продолжая движение вперед, одновременно скользит по мячу немного наискось справа налево, придавая ему сильное боковое вращение. После удара слегка согнутая в локте рука с ракеткой сопровождает мяч, двигаясь вперед и вниз в левую сторону от туловища (рис. 7, г).

Прием подачи — один из коронных ударов Эша. Как правило, он располагается внутри площадки и, двигаясь вперед, с ходу отражает подачу соперника. Особенно успешно Эш использует этот прием подачи, когда мяч направлен в его левую сторону. При высоком отскоке мяча он обычно использует резаный удар слева, а при более низком — крученый удар.

Удар с лёта Эш выполняет так же легко и точно, как и другие свои удары. Иногда он просто подставляет ракетку, без замаха, навстречу быстро летящему мячу.

При ударе с лёта Эш встречает мяч далеко впереди туловища (как ни один из игроков) и часто направляет мяч «против хода» противника. Тонко и неожиданно он выполняет и укороченный удар. Выманив с помощью этого удара соперника к сетке, он затем крученым ударом справа или слева направляет мяч в незащищенное место площадки.

Для техники всех ударов Эша характерна большая вариативность. Он может совершенно по-разному выполнить один и тот же удар, придавая мячу различную скорость и степень вращения, высоту полета над сеткой и глубину. Это говорит о большом таланте Эша, но по иронии судьбы нередко его многогранная техника служила ему во вред, так как в нужный момент он не всегда мог выбрать наилучший из имеющихся у него вариантов удара (особенно при ударе слева), и это нередко приводило к ошибке.

«Свеча». Этот удар является тонким оружием защиты и нападения. Эш считается большим мастером выполнения этого удара. Как правило, «свечу» он применяет неожиданно, застигая врасплох бегущего к сетке противника. Иногда в парных играх он выполняет «свечу» ударом с лёта. Это наиболее трудный по исполнению удар в теннисе. Применять его могут только теннисисты очень высокого класса.

Хочется привести некоторые рекомендации Эша по выполнению и применению «свечи».

«Свеча», по мнению Эша, — наиболее недооцениваемый удар, так как она мало употребляется в игре. Очень мало игроков, даже среди профессионалов, в полной мере ценят эффективность «свечи». Они мало времени уделяют ее совершенствованию на тренировке и в результате побаиваются применять ее во время соревнований. Жаль, потому что «свеча» может быть действительно очень эффективной в различных ситуациях во время матча, а ее не так уж трудно научиться выполнять.

Наиболее часто «свечу» применяют, когда игрок выбит с позиции и ему необходимо время, чтобы вернуться обратно в исходную позицию — к середине задней линии. Например, после хорошей резаной подачи противника мяч приходится отбивать далеко за боковую линию площадки. В этом случае целесообразно отбить его, направив высокой, глубокой «свечой» по диагонали корта. Высокая «свеча» даст возможность быстро вернуться в середину площадки и в то же время удержать противника на задней линии.

Другая возможность применения «свечи» — это использование ее против теннисиста, который постоянно выбегает к сетке для завершающих ударов и которого трудно обвести низкими ударами. Такая «свеча» должна быть глубокой, но не очень высокой. Против «сеточника» выгодно использовать несколько «свечей» в начале матча, чтобы сразу лишить его уверенности близко подходить к сетке.

«Свечу» можно использовать также и для того, чтобы утомить противника, особенно при затяжном равном матче. В этом случае может быть использована целая серия «свечей», догоняя которые противник затратит много энергии, особенно если они будут глубокими. Если даже противник и разгадает ваш замысел и будет отбивать «свечи» ударами с задней линии, на это потребуется немало сил.

Артур Эш готовится к «свече» так же, как к обычному удару с задней линии. «Свеча» должна выполняться, считает он, таким же сильным ударом, как и удары справа и слева, поэтому нужно делать полный замах. Он необходим также и для того, чтобы противник заранее не угадал вашего намерения (рис. 8, а). Во время удара он переносит вес тела на ногу, находящуюся впереди. Перед самым ударом по мячу подводит ракетку ниже мяча, слегка отклоняя ее струнную поверхность назад (рис. 8, б). Затем ведет ракетку вперед и вверх, держа струнную поверхность перпендикулярно линии предполагаемого полета мяча. Слегка отклоненная назад ракетка, двигаясь вперед и сообщая мячу небольшое нижнее вращение, дает возможность хорошо контролировать полет мяча. Кисть, держащая ракетку, во время удара должна быть жесткой.

Полная проводка — сопровождение мяча после удара, контроль над мячом — является очень важным элементом выполнения точной «свечи». После соприкосновения ракетки с мячом ее нужно вести высоко, как только можно, в направлении полета мяча (рис. 8, в). «Свеча» Артура Эша всегда очень точна, потому что удар он выполняет простым и плавным движением с длительной проводкой, во время которой он некоторое время как бы держит мяч на струнной поверхности ракетки, обеспечивая тем самым хороший контроль за ударом.

Наиболее трудна, но зато и наиболее эффективна крученая «свеча». Здесь мячу придается верхнее вращение — его как бы прочесывают снизу вверх, как при топ-спине. Многие теннисисты высокого класса хорошо выполняют крученую «свечу» (неожиданно и точно), но лучшим ее исполнителем является испанский теннисист Мануэль Сантана.

А. Эш — Д. Коннорс (финал Уимблдона, 1975 г.). В тот год среди 128 участников мужского одиночного разряда Артур Эш был «посеян» под номером 6. Высшие номера были у Д. Коннорса (№ 1), К. Розуолла (№ 2), Б. Борга (№ 3), Г. Виласа (№ 4) и И. Нэстасе (№ 5). Путь Эша к финалу был нелегким. В четвертьфинале он в трудной борьбе победил тогда еще молодого, но уже хорошо себя зарекомендовавшего шведского теннисиста Бьёрна Борга (2:6, 6:4, 8:6, 6:4). Интересно, что это было последнее поражение Борга перед его триумфальным шествием по кортам Уимблдона в течение последующих пяти лет.

В полуфинале на долю Эша выпало тяжелейшее испытание во встрече с мощно атакующим у сетки австралийцем Тони Рочем. Лишь в пятой, решающей партии Эш сломил его сопротивление (5 : 7, 6 : 4, 7 : 5, 8 : 9, 6 : 4). И, наконец, в финале ему пришлось бороться с победителем Уимблдонского турнира прошедшего года первой ракеткой мира Джимми Коннорсом, который в ряде турниров зарекомендовал себя упорнейшим борцом, наводившим панику на соперников своими ураганными атакующими ударами. В тот раз Коннорс, как обычно, играл мощно и точно с задней линии и у сетки в ошеломляющем быстром темпе. Невольно вспоминался финал предыдущего года, в котором Коннорс мощными атаками буквально разгромил такого опытнейшего и стойкого соперника, как Кен Розуолл. Но его мощные удары, выполняемые двумя руками в прыжке, на этот раз редко приносили ему выигрышные очки. Виной тому был его противник Эш — высокий, длинноногий, быстрый и прыгучий — идеальный тип теннисиста-универсала. Он легко перекрывал всю ширину сетки, быстро добегал в различные углы площадки, легко догонял «свечи», летящие через его голову. Эш — эталон универсального игрока, который не имеет коронных ударов, но в равной степени владеет всеми ударами и к тому же ведет игру в атакующей, атлетической манере как с задней линии, так и у сетки. Возможно, удары Эша были не такими эффектными и мощными, как у Кон-норса, но он превосходил его сложными оттенками каждого удара и многообразием тактических вариантов.

Коннорс, привыкший ошеломлять соперников сильными ударами и ураганным темпом игры, не смог найти уязвимых мест в ровной, тактически тонко построенной игре Эша, поэтому выглядел совершенно растерянным. После легко проигранных первых двух сетов он вопрошающе смотрел на своего друга и партнера по парной игре И. Нэстасе, сидящего на трибуне участников: как видно, надеялся на поддержку и совет. Но Нэстасе только разводил руками. Лишь в третьей партии Коннорс, подбадриваемый выкриками с трибун, успешно провел несколько своих знаменитых ударов слева двумя руками и с минимальным преимуществом выиграл третий сет (7 : 5).

В дальнейшем Эш, как и в первых двух сетах, уверенно отбивал довольно сильную подачу Коннорса. Он не стремился сразу «убить» первый мяч подачи, а хитро направлял его так, что соперник не мог использовать свои излюбленные мощные удары с задней линии. Если Коннорс допускал ошибку при первой подаче, то второй мяч Эш отбивал сильным ударом с ходу и устремлялся вперед, чтобы занять выгодную позицию у сетки. На своей же подаче он выигрывал много очков излюбленным тактическим приемом: резаной подачей выбивал Коннорса далеко за боковую линию площадки и выходил к сетке для завершающего удара. На протяжении всего матча Артур Эш владел игровой инициативой, создавал такие игровые ситуации, что мог уверенно завершить их либо ударом с задней линии, либо ударом с лёта.

Умение сосредоточиться во время розыгрыша важного очка, а затем расслабиться в паузах сыграло немаловажную роль в победе Артура Эша над своим более молодым соперником. Так, при перемене сторон Эш садился на стул, спокойно обтирал лицо полотенцем, затем на некоторое время закрывал глаза и в расслабленной позе отдыхал, полностью отключаясь от всего -окружающего (согласно правилам игрок имеет право использовать перемену сторон для отдыха в течение полутора минут). Это хладнокровие Эша в перерывах (Коннорс, как правило, раньше выходил на площадку и нервно ждал начала игры) позволяло ему спокойно анализировать ход поединка и в то же время оказывало на противника определенное психологическое воздействие.

Выиграв этот труднейший матч (6:1, 6:1, 5 : 7, 6 : 4), Эш продемонстрировал отличную технику и особенно тактику игры, прибавив к своим многочисленным победам один из самых желанных трофеев для каждого теннисиста — победу на Уимблдонском турнире.

©2009-2010 Теннис в Ровно. При любом использовании материалов сайта ссылка на tennis.rovno.ua обязательна