Счетчики

Реклама

Александр Метревели (СССР, 1944 год рождения)

Рис.5

Выдающийся советский теннисист Александр Метревели пользовался заслуженной славой на наших и зарубежных кортах. Трудно даже перечислить все его победы, которые он одержал на многочисленных турнирах, открытых первенствах различных стран и в играх Кубка Дэвиса.

Еще юношей, Алик, как его называли товарищи, заявил о своем бойцовском характере. Так, в 16 лет он уже имел в своем активе ряд побед над сильнейшими мастерами. В 20 лет он стал победителем традиционного Московского международного турнира, который потом выигрывал еще шесть раз. Первого действительно крупного успеха и признания как игрока мирового класса Метревели добился в 1966 г. на одном из самых крупных международных турниров — открытом первенстве Скандинавских стран. Это первенство традиционно проводится сразу же после Уимблдонского турнира в шведском городе Баастаде. Сильнейшие теннисисты Европы, Азии, Америки и Австралии после Уимблдона перекочевывают в этот небольшой городок. Поэтому состав этого турнира всегда бывает очень представительным. В предварительных кругах этого турнира Метревели играл успешно, и в финале ему предстояла встреча с Мануэлем Сантаной (Испания).

А. Метревели — М. Сантана (Баас-тад, 1966 г.). Бесспорным фаворитом этого турнира считался 28-летний Сантана. Он уже выигрывал эти популярные соревнования два предыдущих года подряд. Кроме того, в этот раз он прибыл на них после сенсационной победы в Уимблдонском турнире.

Мануэль Сантана — яркий, самобытный игрок. Он победитель многих международных турниров, в том числе открытых чемпионатов Франции и США, был основным игроком испанской команды, выступающей в розыгрыше Кубка Дэвиса. Игра Сантаны отличается артистичностью, бурным темпераментом, вдохновением и неиссякаемой волей к победе. Он одержал немало побед после безнадежно проигранных первых двух сетов. Очень вынослив, хорошо передвигается по площадке. Любит играть на «медленных» глинопесчаных площадках, очень распространенных на его родине.

Основой его игры являются мощные сильно крученые удары с задней линии, одинаково уверенные как справа, так и слева. Его обводящие удары и справа и слева, направленные под самыми неожиданными углами, — одни из лучших в мире. Эти удары в сочетании с неожиданно и мастерски выполненной атакующей «свечой» с правой и левой сторон корта — грозное оружие против любого «сеточника». Тактически Сантана играет очень разнообразно и гибко. Он может эффективно обороняться и не менее успешно атаковать ударами с лёта у сетки. Он принадлежит к тем игрокам, которые варьируют свою тактику игры в зависимости от действия противника. Победить такого универсального игрока нелегко. Одними, даже очень мощными, атаками у сетки у него не выиграть. Это прекрасно понимал Метревели, и в начале того матча он испытал на себе силу коварных обводящих ударов испанского теннисиста. Эпизодические выходы Метревели к сетке, как правило, заканчивались потерей очка, даже если он успевал перехватить обводящий удар соперника, так как следовал второй удар, который направлялся обычно в незащищенное место площадки под острым углом к сетке. Первые два сета за Сантаной (6:3, 6 : 2).

Но сила Метревели, как игрока высокого класса, заключалась в том, что он сам принадлежал к умным, разносторонним и решительным игрокам. У него на вооружении было достаточное количество разнообразных технических приемов, которые позволили ему вести острую комбинационную игру по всему корту. Так, у него уверенный, слегка резаный удар слева, но, когда противник выходит к сетке, он пускает в ход свой сильный крученый удар слева, застающий противника на полпути. Он владеет сильной плоской подачей, слегка подкрученными ударами справа, уверенными ударами с лёта, а смеш выполняет сильно и точно не только с правой стороны, но и слева от себя обратной стороной ракетки. Этим редким ударом владеют не так уж много первоклассных теннисистов. В арсенале Метревели есть и умение принимать сильные подачи, а это очень важно для выигрыша гейма на подаче противника. Он осуществляет его с помощью почти плоского удара, едва заметно подрезая мяч, — так называемого блокированного удара, или подставки. Этот удар, выполняемый почти без замаха, помогает отражать «пушечные» подачи даже при игре на «быстрых» площадках.

Метревели — признанный мастер универсального стиля игры, который помогал ему одерживать многочисленные победы над игроками высокого класса самых различных стилей.

Строил игру Метревели в чисто атакующем стиле. Проиграв два сета своему именитому сопернику, он стал вести игру, разумно сочетая атакующие действия у сетки с уверенной, расчетливой игрой на задней линии, используя для этого крученые удары и выжидая удобного момента для выхода к сетке. То он «выманивал» своего противника к сетке укороченным ударом слева, а затем сильным низким ударом обводил его; то подготовительные удары выполнял не крученым, а резаным ударом слева, после которого мяч отскакивал низко, как бы стелился на мягкой глино-песчаной площадке центрального корта. Этим он затруднял испанцу возможность выполнять излюбленные мощные крученые удары с задней линии и крученые «свечи». Кроме того, подготовительный удар для выхода к сетке Метревели часто направлял не в углы площадки, откуда Сантана косо проводил обводящие удары, а глубоко в середину площадки: тогда было больше шансов первым же ударом с лёта «убить» мяч противника. Иногда шел длительный обмен мощными ударами с задней линии, и Метревели успешно выдерживал это испытание на стабильность и выносливость.

Разумная тактика Метревели, сочетающая уверенную защиту и хорошо продуманное наступление, дала ему возможность диктовать свою волю сопернику и довести матч до победного конца (3 : 6, 2 : 6, 6 : 1, 7 : 5, 6 : 4).

Исключительную волю к победе и высокое мастерство Метревели не раз демонстрировал на протяжении своей спортивной карьеры, побеждая в, казалось бы, безнадежно проигрышных ситуациях. Так, в финале чемпионата Советского Союза 1978 г. его соперник и земляк Теймураз Какулия был впереди в пятом, решающем сете со счетом 5 : 1 и имел матч-болл на своей подаче. Метревели в этот трудный, критический момент действовал удивительно хладнокровно. Сразу после подачи Какулия вышел к сетке, а Метревели крученым ударом направил мяч ему в ноги, а вторым косым ударом — в незащищенное место площадки соперника. Какулия так и не сумел выиграть этого самого важного очка. В дальнейшем Метревели, сочетая обводящие удары с задней линии с атаками у сетки, выиграл подряд шесть геймов и в одиннадцатый раз стал чемпионом Советского Союза в одиночном разряде (всего таких побед на счету у Метревели было двенадцать).

Универсальный стиль игры по всей площадке позволял Метревели уверенно и изобретательно выступать и на «медленных» и на «быстрых» площадках. Он очень быстро приспосабливался к различным сложным условиям игры и к самым разнообразным по стилю и мастерству соперникам.

А. Метревели — Р. Гонзалес (Уимблдон, 1968 г.). Поистине сенсационной была эта встреча с американским теннисистом-профессионалом в третьем круге Уимблдонского турнира. Турнир вошел в историю как первый открытый Уимблдонский турнир, в котором теннисисты-профессионалы играли вместе с любителями. До этого турнира трудно было сравнить силу игры любителей и профессионалов, так как им было категорически запрещено встречаться друг с другом. Поэтому шло много разговоров, высказывалось много различных мнений среди теннисистов и многочисленных поклонников этой игры о соотношении сил. Профессионалы высокомерно заявляли, что они на голову выше любителей. Любители же говорили, что силу игры профессионалов явно переоценивают. В то время сильнейшими профессионалами были Р. Лэйвер, К. Розуолл, а также сорокалетний Р. Гонзалес.

Александру Метревели предстояла встреча с опытнейшим, самым популярным в мире в ту пору теннисистом, который был одним из кандидатов на звание лучшего игрока всех времен. Р. Гонзалес (за ним прочно закрепилась кличка «Панчо») обладал «пушечной» подачей, славился остроатакующей игрой у сетки.

Я с особым нетерпением ожидал этого матча, так как мне еще не приходилось воочию видеть легендарного Гон-залеса. Этот матч не был центральным матчем дня и поэтому проходил на одном из боковых кортов Уимблдонского стадиона. Несмотря на это, он привлек много зрителей, и я с трудом пробился через плотную толпу, окружившую корт. Любители тенниса и я не обманулись в своих ожиданиях увидеть интересную игру. Лишь в первом сете советский спортсмен чувствовал себя не совсем уверенно под градом мощных подач и сильных ударов с лёта Гонзалеса. Но все же он проиграл его, правда, с минимальным счетом (4 : 6). В дальнейшем Метревели приспособился к непрерывным атакам именитого соперника. Крученым ударом слева он уверенно отражал все попытки Панчо закончить розыгрыш очка ударом с лёта, и зрители часто награждали его аплодисментами за удачные выходы к сетке. Для Гонзалеса было большой неожиданностью встретить такое упорное сопротивление теннисиста-любителя. Метревели уверенно закончил матч в четырех сетах (4:6, 6:4, 6:3, 7:5). Зрители были явно огорчены проигрышем своего кумира, но приветствовали советского теннисиста за его красивую, решительную игру.

Несмотря на то что победителем этого первого открытого турнира стал профессиональный теннисист Р. Лэй-вер, победа Метревели над Гонзалесом, а также победы ряда других любителей над профессионалами показали, что теннисисты-любители хорошо вооружены технически и находятся в хорошей форме благодаря участию во многих турнирах с большим количеством высококлассных участников. Такие турниры требуют большой физической выносливости. Профессионалы же, как правило, играли свои матчи из одного, максимум из трех сетов, а не из пяти, как проводится большинство турниров любителей.

В этом же знаменательном Уимбл-донском турнире Александр Метревели был соавтором и другой сенсации. Вместе со своей партнершей москвичкой Ольгой Морозовой они впервые вышли в финал парного смешанного разряда, «по дороге» к финалу победив такие сильные международные пары, как Р. Казалс — Р. Гонзалес и П. Джонс — Ф. Столле. Их выход в финал был оценен английской печатью как большой и заслуженный успех советских теннисистов.

Высокий класс игры Метревели подтвердил и в другом Уимблдонском турнире — в 1973 г. Он первым из советских теннисистов вышел в финал одиночного разряда этого самого престижного международного турнира. В четвертьфинале Метревели победил одного из фаворитов турнира Джимми Кон-норса, но в финале уступил чехословацкому спортсмену Яну Кодешу. Для «железного» Кодеша, как его называли товарищи за выносливость, упорство и волю к победе, этот год был самым результативным в его спортивной биографии, насыщенной яркими победами. Кроме победы в Уимблдонском Турнире он в том же году стал финалистом чемпионата США, где в упорнейшей борьбе, длившейся пять часов, уступил австралийцу Д. Ньюкомбу. По итогам того года Кодеш занял наивысшее для себя место — четвертое — в «десятке» сильнейших теннисистов мира.

А. Метревели успешно выступал и на кортах Австралии. Свое открытие теннисной Австралии он ознаменовал серией ярких побед. Участвуя в открытых турнирах австралийских штатов, проходивших в пяти городах —* Аделаиде, Перте, Ховарте, Сиднее и Мельбурне, Метревели вышел победителем в четырех! Играть ему приходилось с сильными соперниками, на кортах с различным покрытием (траве, бетоне, земле) и при большой жаре. Наблюдая за всеми его выступлениями в Австралии, я поражался, как быстро наш спортсмен приспосабливался к часто меняющимся условиям игры, при которых проходили матчи. Нередко матчи проводились в середине дня, когда просто трудно сидеть на трибуне из-за температуры воздуха, доходившей до 40°С. А Метревели сражался на корте в течение трех и более часов и одерживал победы над сильными игроками, для которых играть при такой жаре было делом привычным.

Австралийцы, большие знатоки теннисного спорта, по достоинству оценили блестящие выступления советского теннисиста: Федерация тенниса Австралии признала Метревели лучшим теннисистом в Австралии 1972 г. среди мужчин. Среди женщин лучшей была названа австралийка Маргарет Корт. Им были торжественно вручены грамоты и памятные подарки (большие серебряные блюда) на трибунах переполненного центрального корта теннисного стадиона города Сиднея. В теннисном клубе Аделаиды (штат Южная Австралия) установлена почетная доска чемпионов. На ней золотыми буквами написаны имена тех, кто выходил победителем открытого чемпионата штата. Теперь на этой доске наряду с такими именами, как А. Эш, Д. Ньюкомб, Д. Тегард, вписаны имена советских теннисистов-любителей А. Метревели и О. Морозовой. Свои успешные выступления в Австралии А. Метревели и О. Морозова подтверждали не один раз участвуя в этих открытых турнирах и в последующие годы.

Также успешно выступал Метревели в одном из самых трудных и продолжительных соревнованиях — мировом теннисном чемпионате. Оно проводилось ежегодно с января по апрель в различных странах. Так, в 1974 г. Метревели занял третье место в своей группе, одержав победы над известными мастерами мирового тенниса: Д. Ньюкомбом, Р. Рамиресом (Мексика), О. Дэвидсоном (Австралия), 3. Франуловичем (Югославия), Ч. Пасареллом, Д. Стоктоном, Б. Готфридом, К. Ричи (все — США) и многими другими.

Александр Метревели 16 раз завоевывал звание сильнейшего теннисиста Европы в различных разрядах. Особая заслуга принадлежит Метревели в успешных выступлениях команды СССР в розыгрыше Кубка Дэвиса. С 1963 г. он возглавлял нашу команду, которая добивалась побед над многими сильнейшими зарубежными командами. Метревели — член символического «Клуба 100». Право на членство в этом клубе получает теннисист, проведший за свою национальную команду сто и более матчей Кубка Дэвиса. Из 105 проведенных встреч в розыгрыше Кубка он одержал 78 побед (54 в одиночных и 24 в парных встречах).

В его активе победы над ведущими теннисистами мира в турнирах самого высокого ранга: Л. Хоадом, Д. Ньюкомбом, О. Дэвидсоном (все — Австралия), Д. Коннорсом, К. Ричи (оба — США), Б. Боргом (Швеция), Н. Пьетранжелли (Италия), В. Бунгертом (ФРГ)> Ф. Жоф-фре (Франция), И. Цириаком (Румыния), Я. Кодешом (ЧССР) и многими другими.

Смеш слева А. Метревели. В игре теннисистов высокого класса часто встречается довольно сложная ситуация. Подготовив выход к сетке ударом с задней линии, игрок устремляется вперед, пробегает линию подачи и готовится перехватить обводящий удар противника. Но противник нередко вместо низкого обводящего удара неожиданно направляет «свечу» на левую сторону площадки. «Сеточник» не в состоянии «убить» эту «свечу» смешем, и у него уже нет времени бежать назад, чтобы отбить ее после отскока мяча. Вот тогда опытный «сеточник» «убивает» такую «свечу» смешем слева. Это разновидность обычного смеша, и его называют реверсом (англ. reverse — обратное), так как удар выполняется обратной стороной ракетки.

Смеш слева намного труднее выполнять, чем обычный смеш: игроку приходится наносить удар по «свече», опускающейся с его левой стороны (при обычном смеше — по мячу, опускающемуся с правой стороны от туловища или точно над головой).

Смеш слева обычно применяют только тогда, когда обычный смеш выполнить нельзя из-за недостатка времени. Основная трудность такого удара состоит в том, чтобы сообщить мячу почти такую же силу и скорость, как при обычном смеше с правой стороны. Метревели относится к тем игрокам высокого класса, кто хорошо владел этим редким, но очень важным ударом. Он считает, что секрет хорошего выполнения этого удара в умении игрока повернуть правое плечо достаточно далеко назад, чтобы сделать полный замах ракеткой и сильно ударить по мячу.

В исходной позиции Метревели располагается около сетки. Его правое плечо находится ближе к сетке, чем левое (при обычном смеше наоборот — рис. 5, а). Он отводит ракетку назад, помогая себе левой рукой. В конце замаха ракетка находится на уровне плеч, а головка ее — примерно на уровне пояса. Кисть руки отогнута. .Вес тела перенесен назад, на левую ногу (рис. 5, б). Ракетка начинает двигаться вверх, плечо и рука при этом поворачиваются. Это позволяет Метревели ускорить движение головки ракетки, чтобы вложить в удар больше силы. Глаза теннисиста все время устремлены на мяч. Перед ударом и во время удара рука в локте полностью выпрямлена, кисть крепко сжимает ручку ракетки (рис. 5, в). В момент удара ракетка, рука, туловище и ноги составляют почти прямую линию; после удара вес тела перенесен на стоящую впереди правую ногу, ракетка продолжает сопровождать мяч и в конце показывает направление его полета (рис. 5, г).

Игроку, освоившему реверс, он оказывает большую услугу при игре у сетки: дает возможность вести более уверенную игру с лёта, расположившись близко к сетке.

©2009-2010 Теннис в Ровно. При любом использовании материалов сайта ссылка на tennis.rovno.ua обязательна